ПРОБЛЕМА СМЕНЯЕМОСТИ КОНСТИТУЦИЙ

Проблема устойчивости конституционного строя – в устойчивости Конституции как Основного Закона. Чем устойчивее Конституция, тем устойчивее конституционный строй. Здесь прямая зависимость. Сам факт изменчивости Конституции говорит о том, что Основной Закон внутренне противоречив и неустойчив. Об этом говорит сама мировая и отечественная практика, которая показывает, чем чаще меняется конституция, тем неустойчивее государственность. 

В СССР было три Конституции – 1922 года, 1937 года, 1977 года. Причина сменяемости Конституций вроде бы была понятна: меняются времена, перегруппировываются социальные слои, меняется расстановка сил. Первая конституция – это Конституция «победившего пролетариата» (неформально называемая ленинской), вторая – «победившего социализма» (сталинская), третья – Конституция «развитого социализма» (брежневская). Вроде бы все логично, однако, как показывают исследования, самая прочная конституция, сменённая в самые вроде бы стабильные времена и стала последней в СССР. То есть эта Конституция и стала самой нестабильной и самой «ненадёжной»   

Налицо сложное противоречие. Конституция никогда никем не объявлялась вечным, несменяемым документом. Но сама сменяемость документы ставила под вопрос его прочность, а значит и прочность конституционного строя. Как быть в этой вилке нежелательность смены и необходимости её? 

Многое зависит от прочности и силы политического руководства. Потому что политологи и законодательные аналитики заметили давно, что как только руководство чувствует свою слабость, оно начинает «под себя» менять Конституцию в надежде себя усилить.  

Путин в момент наивысшей своей популярности, несмотря на очевидность личных выгод, не стал касаться Конституции, не стал её менять, несмотря на то, что окружение просило выйти на третий президентский срок. И, что бы ни говорилось, обеспечил стабильность конституционного строя. А поправки, которые были сделаны в отношении срока президентства после выборов, уже не ощущались как серьёзные изменения.   

То есть политическое мастерство Путина дало представление, что Конституция не поменялась. То есть противоречие между необходимостью изменения и невозможностью был найден баланс.

Но проблема в том, что этот баланс не всегда будет найден с таким мастерством. Путин упорно не менял ничего из Конституции, поскольку было понятно, что это нарушит баланс устойчивости. Но как определить этот момент? Как понять, что изменения будут популярны, произойдут вовремя и не поставят под вопрос фундаментальные принципы конституционного строя. Ведь иногда небольшой смысловой сдвиг в Основном Документе может привести к огромным последствиям. Если обратиться к означенным выше примерам, то можно точно сказать, что закат СССР был предопределен Конституцией 1977 года. Казалось бы, почему? Ответ, однако же, прост.

«Брежневская» Конституция объявлялась Конституцией «развитого социализма», что сразу шло вразрез с идеологией партии и марксизма, на чем и сыграли все противники СССР, как внутри, так и вовне. Дело в том, что конституция, объявляя построение социализма, да еще развитого, чуть ли не впритык приблизилась к высшей стадии развития социализма – коммунизму, после чего должно последовать аннулирование государства, а следовательно, ведущей партии. И сразу возник вопрос, если внутри страны нет классового расслоения, а во внешней политике торжествует политика мира и сотрудничества, то военизированная сталинская конституция должна аннулироваться. Но тогда должно аннулироваться и всё остальное: и партия, и Советское Государство за ненадобностью, в силу решения своих задач. То есть сама Конституция 1977 года поставила вопрос о своем собственном существовании сразу после принятия. Чем и не замедлили воспользоваться идеологические противники, законодательные аналитики, которые стали все советские делегации за рубежом попросту терроризировать вопросом: когда уберете статью 6 из Конституции СССР (о руководящей роли КПСС). И ведь добились своего: статья Конституции была в 1989 году изъята и после этого СССР был обречён. 

Проблема сменяемости, модернизации Конституции – вопрос чрезвычайно сложный и требует особенного научного подхода к этой проблеме. Решение одной проблемы не должно при этом создавать две. Поэтому импровизации здесь неприемлемы, поскольку сама устойчивость научно-законодательных исследований гарантирует устойчивость и прочность Основного Закона, а значит и конституционного строя.