ЧЕМ ЗАНИМАЛОСЬ МГБ В «ШТРАФНИКЕ»

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Советизм

Искусство от хроники или фотографии отличается тем, что показывает не факт, а явление. Искусству свойственно обобщение. Читая книгу, смотря пьесу или кинофильм, человек узнает явления, с которыми сталкивается сам. Почему гоголевский «Ревизор» был и остается популярным по сей день. Да потому, что таких Городничих, Ляпкиных-Тяпкиных, Бобчинских, Добчинских и пр. сколько угодно по всей России. На место реального действия комедии претендовало несколько провинциальных городков. А господин Хлестаков не просто распространенный тип, но целое явление, получившее название Хлестаковщина. Однако есть и обратный эффект. Если человек читает о чем-то или видит на сцене или киноэкране, то он считает показанное не единичным фактом, а повсеместным явлением. И хотя разум подсказывает, что авторы могут вольно или не вольно вводить в заблуждение, на уровне эмоций все равно остается ощущение всеобщности явления. И часто этот эффект усугляется тем, что о реальном явлении мало что известно. Современное телевидение наряду с «важнейшим из искусств» не осталось здесь в стороне.
 
Деятельность спецслужб всегда окутана завесой тайны. Редко, без подробностей, с затушеванными лицами фигуранстов мелькают в новостях сообщения о разоблачении инстранных резидентов или подготовки и терракту. Об их работе обычный гражданин судит в основном по фильмам и книгам. И вот тут деятелям искусства есть простор для творчества. Буквально только что по Первому Каналу прошел сериал «Штрафник», посвященный тому, как в первые послевоенные годы[1] советские правохранительные органы боролись с разгулом преступности и оставшейся немецкой агентурой. На сюжете остнавливать едва ли есть смысл, многие посмотрели фильм. Мы же остановиимся на том, как показана в сериале работа одного из подразделений государственной безопасности.
Такое ощущение, что госбезопасность занимается непонятно чем. В фильме «мгб-шники» активно, но безрезультатно вмешиваются в розыск угловного элемента. Всеми правдами и неправдами стараются перетянуть на себя заслуги уголовного розыска. Безо всякой проверки, по телефонному доносу, арестовывает совершенно невинного человека. Когда же появляется их прямая работа – выявление немецкого диверсанта под агентурным псевдонимом Хром, они оказываются бессильны. Диверсанта разоблачает и арестовывает агент угрозыска, внедренный в банду уголовников. И даже после ареста и вынесения приговора Хрому помогает сбежать другой агент, «случайно» оказавшийся в расстрельной команде. В последних кадрах Хром едет куда-то а автобусе. И не понятно, то ли это демонстрация бессилия «органов», то ли – заявка на второй сезон сериала и героям еще предстоит с ним столкнуться. В общем, возникает ощущение, что государственная безопасность занимается всем, кроме прямых обязанностей, а когда возникает реальное дело – оказывается бессильной.
Отдельно нужно остановиться на образе начальника городского подразделения госбезопасности. Личность крайне неприятная. Брезгливое выражение лица, непонятная причестка «подд горшок» (авторы фильма хоть бы фотографии и хронику 1940-х посмотрели, никто с такой прической не ходил, особенно в структурах со строгими правилами поведения и внешнего вида). Садизм в отношении подследственных и собственной жены. С другой стороны – мазохизм, с которым он терпит постоянные измены жены. А попытка его отравления всё той же женой, даже вызывает некоторое сочувствие. Супруга этого майора – тоже ничего хорошего. Её аморальное поведение в русском языке характеризуется коротким словом словом, выходящим за пределы цензуры. Ради того, чтобы добиться внимания мужчины без колебаний организует ложный донос и наконец травит своего мужа. Понятно, что разрезанная (нужно сказать что, в общем, за дело) щека ничего приятного, но решиться на убийство…
В общем, органы государственной безопасности занимаются непонятно чем и выглядят крайне неприятно, и в общем, и в частном.
 
В заключение немного остановимся на сюжете. Главного героя кидает из огня да в полымя. Попытался сохранить госсобственность – самого же за это и посадили. Чтобы реабилитироваться приходится бежать с убийством двух конвойных, внедряться в банду. Главарем банды оказывается собственный брат, еще и завербованный немцами. И брат его «в темную» использует для помощи немецкому диверсанту, в результате гибнет семья колхозников. Параллельно развивается романтическая линия, «отягощенная» «романом по необходимости» с женой начальника госбезопасности. В общем, не просто лихо закручен, а явно перекручен.

[1] Точное время действия фильма не понятно. С одной стороны, фигурирует Министерство Госбезопасности, а наркоматы были преобразованы в министерства 15 марта 1946-го. С другой стороны, начальник уголовного розыска ссылается на Л.П. Берию как куратора некоего своего дела. Но Берия возглавлял НКВД до 30 декабря 1945-го.

Опубликовано в "Литературной России" 31.08.2017

Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Абросов А.В.ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИБасов Евгений АндреевичЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИСветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕРЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ