ПРОБЛЕМА КОНСТИТУЦИОННОЙ СУВЕРЕННОСТИ

Печать

Автор: Коннов П. Категория: Конституционные исследования

Конституция страны, не секрет, обращена как вовнутрь страны, так и вовне. И здесь возникают противоречия, которые следует осмыслить и решить вопрос, как с ними работать.
В первом случае во внутренних делах, Конституция РФ определяется статьей 4 Конституции, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». (Конституция РФ, ст. 4, п. 2). Та же позиция озвучивается, повторяется в статье 15 п.1.: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». И далее следует важнейшее положение: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». (с.15, п.2) 
И в этой же статье есть положение, которое вводит двусмысленность, причем двойную. Первая исходит из перового положения пункта 4 статьи 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы».
Что это значит? Это значит, что Конституция неполна. Значит необходимо озадачиться наполнением Конституции, что предполагается в этой статье. Но тонкость в том, что эти предполагаемые международные документы не прописаны. А их много. Понятно, что множественность правил, не исключает их фиксации. Это значит, что в Конституции должны быть признаны и зафиксированы эти документы хотя бы на уровне ссылок и признаны как составная часть Конституции РФ. Но этого нет. Получается, необходима конституционная инициатива по введению этих документов в рамки Конституции РФ. 
 
Актуальность этой процедуры тем более очевидна, если учесть вторую часть пункта 4: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». То есть имеются правила, не приписанные в Конституции, которые имеют приоритет над Конституцией РФ.
Возникает правовая коллизия. Конституция имеет приоритет в Российской Федерации, но над Конституцией есть другой приоритет. Возникает тогда вопрос о суверенности Конституции и правового поля Российской Федерации.
Это первый момент.
Второй момент. Если подписывается международный договор, в котором есть несоответствия с Российской Конституцией, этот договор становится для России по определению антиконституционным. Но если правила договора имеют приоритет, то получается, что международные нормы не только имеют приоритет в правовом поле России, но и являются … антиконституционными! Получается в самой Российской Конституции заложена возможность законной антиконституционности!
Этот конституционный парадокс ставит под вопрос не только суверенность Конституции, а значит и страны, но и развязывает руки деструктивным силам, которые могут под предлогом международных приоритетов сносить законную власть в России путём разноцветных путчей, а их внешние помощники вполне «законно» помогать им в этом деле.  
 
В связи со сказанным и проблемой конституционного суверенитета возникает ситуация, когда без продолжения конституционного процесса не обойтись, чтобы снять данные противоречия, или хотя бы навести ясность пополнением Конституции «международными принципами». 
На данный момент разъяснениями по вопросам, поднятым в статье, занимается Конституционный суд. Но понятно, что Конституционный суд не сможет объяснять каждому гражданину по его иску то, что должно быть просто опубликовано: какие международные документы по какой тематике имеют на территории России приоритет и в какой момент суверенность России законно и обоснованно уступается международным интересам. 
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ