ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ НУЖНО МЕНЯТЬ БЫВШУЮ СОВЕТСТКУЮ ПЕНСИОННУЮ СИ-СТЕМУ

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: ПЕНСИОННЫЙ КОДЕКС


Разговоры о пенсионной системе в России сейчас пошли особенно активно. Связано это с дискуссией о повышении пенсионного возраста. Дискуссия бурная. Это понятно. Кто-то планировал не работать и жать на хоть и не роскошную, но всё-таки пенсию. Кто-то наоборот планировал работать, но при этом получать определенный «приварок» в виде пенсии. В общем, причины дискуссии понятны. В это контексте было бы неплохо заглянуть в историю, в то, как формировалась современная российская пенсионная система.
 
Прежде чем начинать разговор о современной российской пенсионной системе, нужно понять, что пенсионная система и в Российской империи, и в СССР была изначально государственной. Подчеркиваю: ГОСУДАРСТВЕННОЙ, а не всеобщей. Начиналось еще при Петре Великом, когда пенсию от государства получали бывшие военнослужащие, потом чиновничество. Постепенно круг лиц расширялся и к 1914-му году право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Как видим, пенсия была солидной, но подчеркиваю, пенсия была государственной. Те, кто работал вне государственной системы: рабочие частных предприятий, крестьяне, купцы и пр. права на пенсию от государства не имели. Что, согласитесь, справедливо. Государство по своей сущности – такое же частное лицо, как, например, завод или крестьянское хозяйство. Почему оно должно выплачивать что-то тем, кто на него не работал, не служил, не воевал?
В СССР пошли в общем, по тому же пути.В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. В 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. Размер пенсий был крайне не велик. Инвалиды получали 40-60 рублей, тогда как стипендия студента – советского символа бедности составляла в те годы 130 рублей. Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза. Отметим, что до 1964-го колхозники и артельные государственной пенсии не получали вообще, но колхозам разрешалось формировать свои собственные пенсионные фонды для своих. Поэтому размеры пенсий на селе сильно отличались. В 1964-м колхозникам стали выплачивать 12 руб (кто не помнит – хлеб в те годы стоил от 13 до 30 копеек, колбаса среднего качества 2-20, водка – 2-87 и 3-12). В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. В городе, то есть там, где государственными были практически все предприятия за очень редким исключением, пенсии были существенно больше и максимум доходил до 120 рублей, у пенсионеров республиканского и союзного значения и того выше, при том, что зарплата инженера начиналась со 110 – 115. Как такового пенсионного фонда не было. Источником пенсий служили государственные Фонды Общественного Потребления (ФОПы).
 
В современной России отказались от государственных пенсий и сделали их всеобщими, вне зависимости от формы собственности предприятия. Очевидно, что те, кто разрабатывал новую пенсионную систему, понимали, какой будет социальный взрыв, если бы все работники бывших госпредприятий, ставших ООО и ЗАО, вдруг обнаружили, что государственная пенсия им теперь не положена, а пенсии от предприятия-банкрота не будет. Однако внешняя сторона, а самое главное – режимы начисления пенсий, в целом сохранились.
 
Здесь мы сделаем небольшое отступление, чтобы развеять широко тиражируемый миф, что якобы отчисляя в пенсионный фонд, мы формируем свою пенсию. Этого не может быть просто по определению. С 1937-го года, как говорилось выше, пенсии стали выплачивать всем рабочим и служащим. Откуда взялись деньги? Разве кто-то куда-то отчислял до этого? Деньги были взяты из госбюджета, то есть у тех, кто работает сейчас. В СССР все это прекрасно осознавали, но и все видели более-менее сытую жизнь старшего поколения и не возмущались, понимая, что в старости их ждет нечто подобное.
Откуда было взяться пенсионным накоплениям в начале 1990-х? Гиперинфляцию того времени, полагаю, помнят многие. Откуда брались и продолжают браться деньги на пенсии? Правильно: у работающих сейчас. А миф о накоплениях – это своего рода «пряник», призванный стимулировать переход работников и предприятий «в белую» и увеличить собираемость налогов.
 
Иначе говоря, источником пенсий в Российской Империи, СССР и Российской Федерации был и остается работающий человек. А теперь немного статистики:
В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6года.Сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.
Соотношение количества пенсионеров к трудоспособным гражданам менялось с течением времени: в 1926 году при общем населении в 92,681 миллиона человек было 7,945 миллионов пенсионеров и 47,830 миллионов трудоспособного населения (1 : 8), в 1959 году при общем населении в 117,534 миллионов человек было 13,827 миллионов пенсионеров и 68,609 миллионов трудоспособного населения (1 : 5), в 1979 году при общем населении в 137,410 миллионов человек было 22,436 миллионов пенсионеров и 82,959 миллионов трудоспособного населения (1 : 4), в 2009 году при общем населении в 141,904 миллиона человек было 30,97 миллионов пенсионеров и 89,266 миллионов трудоспособного населения (1 : 3), а по прогнозам в 2020 году будет 36 миллионов пенсионеров и 79 миллионов трудоспособного населения (1 :2)[1]
Возникает здравый вопрос: где брать деньги? Одно дело, когда восемь кормят одного, и совсем другое, когда двое.
 
Выводы:
Возвращение к системе, когда пенсия касалась только государственных предприятий и учреждений не реально. Следовательно, пенсионная система должна остаться всеобщей.
От мифа о личных пенсионных накоплениях отказываемся и честно заявляем, что современных пенсионеров кормят ныне работающие, как это делали в свое время нынешние пенсионеры.
Чтобы обеспечить пенсии, необходимо увеличивать соотношение работающих к неработающим. Значит – повышение пенсионного возраста фатально.


[1]https://ria.ru/pension_mm/20100714/254651756.html

Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Тыщенко И.В.РЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКСАбросов А.В.ПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСТатур Вадим ЮрьевичНООСФЕРНЫЙ КОДЕКСМЕДИЙНАЯ КОНВЕНЦИЯБасов Евгений АндреевичЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИШихов К.НАЛОГОВЫЙ КОДЕКСПЕНСИОННЫЙ КОДЕКССветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ