ДОЛЖЕН ЛИ ЦЕРЕМОНИАЛ ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ УНИФИЦИРОВАТЬСЯ С ЦЕРЕМОНИАЛОМ НАЦИОНАЛЬНЫМ?

Печать

Автор: Шадрин А.В. Категория: ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Церемонии и ритуалы давно перестали быть прерогативой церкви и государства. Сегодня каждая уважающая себя компания наряду с провозглашением миссии вводит для своих сотрудников систему ритуалов. Для чего это чудачество. Понятное дело, особые ритуалы у нашумевшего масонского братства. Все-таки у людей надгосударственные  цели, особая система знаний, режим конспирологии, и здесь культивируемые ритуалы, как система символов, доступная лишь посвященному, оправдана и понятна. Но когда девушка не смогла выпить ритуальные полстакана водки в определенный день церемонии - раз в году, и оттого чувствует себя белой вороной в компании, где работает, при этом не потеряв ни в должности ни в зарплате. И свой статус она утверждает лишь через год, все-таки осмелившись и залив в себя дозу огненной воды. Это как-то на первый взгляд попахивает средневековьем.
И все-таки попробуем взглянуть на ритуалы с прагматической точки зрения.
В чем назначение ритуала? Разумеется, он дает чувство локтя, единения. Это переживание объединяет людей на пути к сверхзадаче, которая перед ними стоит. Оно не дает человеку почувствовать свою одинаковость, претендовать на особое положение. Ритуал утверждает однородность тех, кто его исполняет. Он закрепляет корпоративные нормы. Ритуал позволяет насаждать корпоративную идеологию, ощущение принадлежности к группе. Он закрепляет в сознании общие цели, открывает перед людьми понимание пути, принадлежности к истории. Соединяет для них прошлое и будущее. А для лидера тем самым ритуал открывает новые горизонты власти. Итак, первое назначение ритуала с точки зрения руководителя компании это обретение власти в еще одной сфере компании - церемониальной.
Следующая составляющая - это экономическая. Часть церемоний очень выгодны, так как позволяют добиться от людей воодушевленного выполнения определенной работы совершенно безвозмездно, или за символическую плату. Самый простой пример - это участие коллектива в субботниках.
Бывают ситуации, когда слишком долго объяснять, зачем нужно выполнить то или иное действие. Бывает, что объяснить это невозможно. Надо просто сделать. Под влиянием ритуалов подчиненные берут за правило именно такое, не предполагающее сомнений отношение к поступкам и распоряжениям руководителя.  Никаких пояснений не нужно. Иди и сделай. Любой ценой!
Вследствие постоянного повторения ритуалов они входят в привычный свод внутри корпоративных правил и со временем становятся одной из несущих конструкций компании. Особенно мощно ритуал может проявлять свое свойство своеобразных системных скреп во времена кризиса, когда власть лидеров подвергается испытаниям. Если их влияние начинает слабеть, ритуал позволяет «подстелить соломку». На него можно временно опереться, апеллируя к тому, что, мол, ритуал, который поддерживал нас в прошлом, поддержит и сейчас.
Но порой ритуалы выходят за рамки общепринятых общественных норм, и даже открыто конфликтуют с ними.
Приведу такой пример. В конце девяностых один мой приятель предложил мне подзаработать летом торговлей. Привел меня в фирму с громким названием "Канадская торговая компания". В действительности эта фирма рекрутировала молодых парней в уличных торговцев китайским ширпотребом. Так вот, утро в "Канадской торговой компании" начиналось с построения в 8.00, которое происходило во дворе огромного жилого дома по проспекту Комарова, поскольку офис компании был в этом доме. Для поднятия духа вся собравшаяся братва выкрикивала по команде руководителя компании определенное заклинание из одного слова, которое можно охарактеризовать, как ненормативная производная слова зашибись.
Наш командир вставал перед строем и выкрикивал "Ну как настроение пацаны?" А мы в ответ "За...шибись". "Я что-то плохо слышу, как ваш боевой дух?". И снова "За...шибись" Итак несколько раз. И вот уже с балконов благодарные жители орали, чтобы мы, черти заткнулись.
И это еще достаточно безобидный корпоративный ритуал. И возникает вопрос: "А где та грань, которую нельзя переходить в ритуалотворчестве?" Должны ли внутрикорпоративные церемониалы регулироваться извне? Приводиться в соответствие с общенациональными нормами и обычаями? Мы с вами видим, что ритуал – это достаточное серьезное системное средство воздействия, я бы даже сказал оружие, а за оборотом оружия должен быть контроль!
Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Тыщенко И.В.РЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКСАбросов А.В.ПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСТатур Вадим ЮрьевичНООСФЕРНЫЙ КОДЕКСМЕДИЙНАЯ КОНВЕНЦИЯБасов Евгений АндреевичЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИШихов К.НАЛОГОВЫЙ КОДЕКСПЕНСИОННЫЙ КОДЕКССветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ