ЖУКОВ – КАК ВЫХОД ИЗ КУЛЬТОВОГО КРИЗИСА В СССР 1960-Х

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: ЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Не Сталин.
 
«Гипсовую статую сняли втихаря…»
(Из песни гр. "Любэ")
 
Замена Сталина Жуковым в 1960-е позволила на некоторое время разрешить культовый кризис в СССР и возможно, отсрочить развал страны.
 
По мере знакомства с особенностями биографии Г.К. Жукова, по мере вникания в различные стороны его личных и профессиональных качеств, его действий и поступков, действий и поступков в отношении него, всё больше и больше не давало покоя противоречие между тем, что практически вся правящая верхушка СССР знала, что реально представлял из себя Г.К. Жуков, его реальные заслуги и проступки с одной стороны, и его возвеличиванием на всесоюзном уровне с другой стороны. И ладно бы речь шла о середине 1950-х, когда он вместе с Н.С. Хрущевым и И.А. Серовым, по сути, образовали триумвират, взявший власть в стране. Но речь идет о 1960-х и позднее, когда Жуков был не просто отодвинут от власти, но буквально «задвинут» подальше.
Не будем перечислять факты и документы, приказы, протоколы и решения пленумов, в которых поведение Жукова публично рассматривалось и обсуждалось. Их легко найти в Интернете. Напомним только, что Жуков оказался единственным (!) Маршалом Советского Союза, который не вошел в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР[1], ни при Хрущеве, ни после отставки Хрущева. То есть с одной стороны его не реабилитировали – держали в почётной ссылке, с другой – снимались фильмы[2], издавались книги, где откровенно выпячивалась роль Жукова в Великой Отечественной войне.
 
Другой повод для размышлений дал фильм «Когда деревья были большими». Там персонаж Юрия Никулина, – обманщик, тунеядец и выпивоха, - был бывший фронтовик. (На это недвусмысленно указывает его реплика «Там наш полк в войну стоял»). Я воспитан на военных фильмах 1970-х, на уважении к ветеранам войны и мне резануло слух и зрение, что фронтовик может быть отрицательным персонажем, да еще такого мелочного пошиба. Этот момент не вписывался в сложившиеся у меня представления о советском кино. Нет, головой я понимал, что, как говорится, «греха хватает», но в кино 1970-80-х такого не показывали. Тогда фронтовики демонстрировали образцы положительного образа жизни.
 
Наконец пришло понимание, что эти два факта взаимосвязаны. Почему? Для этого обратимся к культовой (назовем вещи своими именами) ситуации в СССР на рубеже 1950-60-х.
1956-й. ХХ съезд и «Секретный»доклад Хрущева. Осуждение (пока только относительно мягкое) «Культа личности». Состоявшийся в 1961-м году XXII съезд положил начало широкомасштабной антисталинской компании. Именно тогда было вынесено тело из Мавзолея, были снесены памятники, вычищены книги и фильмы.
Но здесь практически буквально сработала поговорка «Свято место пусто не бывает». Точнее её интерпретация «Свято место не должно быть пусто». Сталин был символом построенного социализма (Конституция СССР 1936-го – «Сталинская Конституция», кстати). С ним связывалась Победе в Войне, послевоенное восстановление и многое, многое еще. А если не Сталин, то кто или что? В кого или во что верить?[3] Кто-то нужен.
Герои Гражданской войны и Революции остались где-то далеко, еще «до Войны», да и не всё с ними было понятно. Многих из них, то публично судили и приговаривали к расстрелу как «Врагов народа», то громко реабилитировали. Напомним, что от 1937-го до 1961-го прошло всего-то 24 года. События происходили на глазах у одного поколения советских людей.
Ленин – да. Ленин на тот момент был незыблем, «основатель Советского государства» и классик марксизма-ленинизма. Но и он был уже далеко. Да и с «ленинской гвардией», как мы уже упоминали выше, было не всё в порядке.
 
Видимо тогда (где-то между 1961 – 65-м) и было принято решение формировать в СССР новый культ – Победы в Великой Отечественной войне. И на это были серьезнейшие основания. Это был всенародный подвиг, в котором так или иначе участвовало большинство граждан СССР того времени. (Послевоенное поколение еще только заканчивало школу). В 1965-м состоялся первый парад 9 мая на Красной Площади, а День Победы объявлен всесоюзным праздником.[4] И после 1965-го я не припоминаю, чтобы об отрицательном персонаже в кино или книгах упоминалось как о фронтовике. (Фильм «Когда деревья были большими» снят в 1961-м).
 
Но встал и другой вопрос: Кто? Кто символ Победы? Кто вел страну? Партия? – Слишком абстрактно. Кто конкретно? Сталина только что осудили. Попытки даже частичной реабилитации в виде «признания заслуг», наталкивались на сопротивление набравшей силу либеральной части общества[5].
Кандидатура, скорее всего, сомнений не вызвала. Жуков. Москву защищал. В Берлин входил. Капитуляцию Гитлеровской Германии подписывал. Парад Победы принимал. И при этом не Сталин.
 
Так началось формирование культа Победы, а вместе с ним – возвеличивание Жукова. И нужно отдать должное. Победа в Великой Отечественной войне, Подвиг Советского народа остаются для нас предметом поклонения, несмотря на то, что СССР уже нет.
Предмет поклонения обозначен. Символ веры – тоже. Культовая сфера СССР стабилизирована.
 
А что Г.К. Жуков? Жуков был человек и наша задача отделить Жукова – человека от Жукова – символа Победы. Чтобы сомнения в Жукове не бросали тень на Победу.

[1] В армии её иронически называли «райской» подразумевая, что по сути – это почетная и обеспеченная отставка.

[2] Например, снятая в 1968-72 году, т.е. еще  при жизни Жукова киноэпопея «Освобождение»

[3] Очень хорошо эта ситуация показана в фильме Марлена Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича»), где дочь 20 лет говорит отцу: «Культ личности разоблачили и что?» А тот не находится, что ответить.

[4] По поводу версии Резуна – Суворова отметим, что мы её знаем. Как знаем, что это хоть и грамотная, но подтасовка фактов.

[5] Например, 14 февраля1966-го было написано «Письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина». Под которым подписались такие известные в СССР личности, как Олег Ефремов, Петр Капица, Михаил Ромм, Майя Плисецкая, Корней Чуковский. Понятно, без серьезной поддержки во власти, деятели культуры не решились бы указывать Генеральному Секретарю ЦК КПСС.

Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Абросов А.В.ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИБасов Евгений АндреевичЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИСветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕРЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ