ДЛЯ КУЛЬТУРЫ – МИНИСТЕРСТВО, А ДЛЯ ИСКУССТВА?

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: ЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Проблемой финансирования существование и развитие культуры и искусства не ограничивается. Есть еще проблема управления.
Если мы говорим о различии культура и искусства, то и управление ими тоже должно быть различным. 
Действительно, если культура – явление уже состоявшееся, доказавшее себя, то его нужно только сохранить и поддерживать. Во многом все упирается в реставрационную политику, в логику раритетности и памятности. В этом случае, вопрос заключается в том, какая мера раритестности каких вложений требует. Например, в Екатеринбурге его символ – водонапорная башня на Плотинке, которая находится в центре города, требует постоянного попечения и финансового участия: каждый год башню приводят в порядок. Это как бы символ номер один города. Есть также дом Бажова – тоже понятные вложения, причем именно в сохранение физического состояния памятника. Это вид управления и финансирования теми явлениями, которые имеют вполне понятные признаки Культуры – поэтому управление ими Министерством Культуры вполне логично. Дело в том, что министерство - часть государственной системы, имеющая главные признаки – штатность, планируемость, предсказуемость, понятную оценку и проч.
А если есть менее значимые памятники с индивидуальным звучанием, то такие памятники находятся на личном попечении. Например, памятник БТР в Арамиле, который установлен бывшими воинами-интернационалистами, служившими в Афганистане. Здесь уже явно личное участие. И это тоже понятно: личная память сохраняется личным участием и финансированием на собственном земельном участке.  
 
А вот с управлением и финансированием искусства непонятно всё.
Если искусство идёт по формуле новации – а все, что создается в искусстве - это новация, то управление новизной приобретает совершенно другую логику.
Если финансирование культурных явлений - дело бесспорное, потому что бесспорна значимость явления культуры, то новация в искусстве как раз во всем спорна. Даже в мире новационных открытий, которых можно «пощупать руками» при всей очевидности преимуществ все было не бесспорно. Напомним, как смеялся народ от первых автомобилей, которые ездили медленнее лошади, дымили и тарахтели так, что их часто не пускали в города. Так и с произведениями искусства – пока станет понятна значимость произведения, пройдёт время.
Тогда как искусством  управлять и его финансировать?  
Во всем мире существуют для новаций так называемые венчурные фонды, - фонды, работающие с рисками. Эти фонды как раз финансируют рискованные вещи, управляя этими рисками. Закладываются совершенного другая логика управления – управление рисками. Это значит фонды закладывают страховочные ресурсы, другую длительность времени для реализации, споры, дискуссии, отчетность. Короче, все то, что предполагает работу с неизвестными величинами. Почему эту венчурную логику не заложить в производство произведений искусства?
 
В отличие от венчурных фондов в венчурном процессе по искусству есть важнейшее преимущество – эстетическая рента, которая, несомненно, может финансировать новое искусство. Напомним, что Достоевский и Толстой до сих пор зарабатывают – их книги продаются во всем мире, снимается кино, ставятся спектакли. Почему часть дохода не пустить на венчурные фонды для финансирования новых произведений? Ведь тогда искусство будет финансировать искусство и все противоречия по финансированию будут сняты: сначала финансируют искусство венчурные фонды, а потом, если произведение доказывает свою культурную значимость путем продвижения, публицирования, критики, конкурсы, премии, то подключается государство. И тогда всё встанет на свои места.   
 
Это значит есть смысл отделить в министерствах, комитетах Госдумы работы по культуре и искусству, закладывая различную логику управления и финансирования.  
Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Тыщенко И.В.РЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКСАбросов А.В.ПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСТатур Вадим ЮрьевичНООСФЕРНЫЙ КОДЕКСМЕДИЙНАЯ КОНВЕНЦИЯБасов Евгений АндреевичЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИШихов К.НАЛОГОВЫЙ КОДЕКСПЕНСИОННЫЙ КОДЕКССветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ