НУЖНА ЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) ДОКТРИНА СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Закон об Образовании

По-моему, вопрос, вынесенный в заглавие чисто риторический. Почему? Давайте представим, что некое предприятие изготавливает некие детали, не имея понятия, частью какого конечного изделия они станут. Детали ради деталей. Мало того, что они никому не нужны, так еще, попытка применить их где-нибудь может привести к поломке другого изделия, которое кто-то изготовил. В технике, да и в любом другом производстве, вопросов не возникает. Рабочий делает деталь, чтобы она потом стала частью автомобиля, а автомобиль, в свою очередь, комплектуется системами безопасности таким образом, чтобы стать органичной частью дорожного движения. Зерно выращивается, чтобы потом стать макаронами или сдобой. Скоту ставятся прививки, чтобы исключить заражение. Примеры можно продолжать.
 
Человек также не живет сам по себе. Он становится частью общества. А значит, и его воспитание (образование), должно быть подчинено некой цели, выраженной в доктрине.
Я покопался в истории, и не нашел общества, где воспитание было бы пущено на самотек. В древнем мире этим занимались жрецы в соответствии с действовавшими на тот момент культами. В Средние Века их место заняла Церковь, а в странах Востока – мусульманское духовенство. В дореволюционной России существовала система церковно-приходских школ. Советскую школу, где практически каждый учебник начинался с цитаты из «классиков марксизма-ленинизма», думаю, помнят многие.
Однако нашлось исключение. Это постперестроечная Россия, где существование одной педагогической (воспитательной) доктрины невозможно, в силу статьи 13 Конституции, запрещающей главенство какой-либо идеологии. И что тогда?
А «свято место пусто не бывает». Каких только школ не появилось в 1990-е, и существует по сей день: «Монтессори», «Позитивизм», «Бихевиоризм» и много что еще. Вопрос: частью какого общества должны стать дети, выросшие в этих школах?
 
В силу ряда субъективных и объективных обстоятельств мне не приходилось плотно взаимодействовать с воспитанниками других педагогических и воспитательных доктрин. Но я достаточно пообщался с людьми, закончившими МВА.
Это всё грамотные управленцы, действительно эффективные менеджеры. Многие из них неплохие люди, как говорится, «по жизни». Но это люди уже из другой системы. Они подготовлены по другой доктрине и для других условий. Они могут работать только в западной производственной системе. Даже на элементарном уровне, на уровне простых разговоров: они не затраты запрашивают, а «косты реквестят», совещание идет не по повестке, а по «адженде».
Я ничего не хочу сказать плохого о западной системе организации производства. Она действительно эффективная. Но это другая система. Просто другая, которая работает на другие цели. Это не обязательно плохие или враждебные цели. Они другие.
 
Тогда возникает вопрос: А к жизни в какой стране, по каким правилам, готовятся наши с вами дети и внуки? Цель «накопить денег и свалить из «этой страны» уже не так актуальна как в 1990-е, но она всё-таки имеет место быть.
И встречный вопрос: А кто-то что-нибудь предложил? Кто-нибудь сформулировал для наших детей цели и, в конечном итоге, воспитательную доктрину?
 
Менее всего, я хотел бы нагнетать ситуацию, но хотел бы напомнить, что выражение «Хочешь уничтожить врага – воспитай его детей», родилось не на пустом месте.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ