ВОСПИТАНИЕ МЕЖДУ ТРЕМЯ ГРУППАМИ ВЛИЯНИЯ: ШКОЛОЙ – РОДИТЕЛЯМИ – УЛИЦЕЙ.

Печать

Автор: С.Ю.Семенова (Костицына) Категория: Закон об Образовании

Ни для кого не секрет, что с самого рождения человек  приспосабливается к своему окружению. В частности, он учится взаимодействовать с другими людьми, усваивает существующие социальные нормы и правила. Иными словами, проходит процесс социализации, превращаясь из биологического существа в социальное.
Сегодня воспитанием занимаются все и никто. Из трёх групп воспитания: семья, школа, улица. Наиболее влиятельной оказывается последняя. В наше время к категории «улица» можно отнести и СМИ, и рекламу, и кино. Реклама учит врать и приспосабливаться. По телевизору показывают, как совершить преступление: украсть, убить, изготовить наркотики – и остаться безнаказанным. Окружающая среда в наше время подключается к воспитанию уже не столько посредством «улицы», сколько посредством интернет, социальных сетей. Учитывая криминогенную обстановку на улицах,  детей чаще можно встретить в «прямых эфирах» интернет, чем во дворах. Воспитание «улицы» плавно перетекло в виртуальную плоскость. Эта многогранная Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты, почувствовать себя независимым. Если у ребёнка в реальности нет друзей, или нет возможности с ними гулять, он всегда найдёт себе приятелей в сети. «Сетевая улица» построена так, что она завлекает ребенка, учитывая характерные особенности его психики. Там можно узнать ответ на любой интересующий вопрос. Причём сейчас даже не надо уметь писать. Спроси гугл голосом. И он ответит. Уличное сообщество всегда найдёт время для воспитания. Сформирует или подкорректирует базовые ценности.
Уличный досуг можно организовать. С помощью клубов, кружков, секций  по месту жительства, но не  в том виде, в котором они есть сейчас. Потому что сейчас это учреждения дополнительного образования. То есть – формализованное место. Нужно сделать их неформальными, привлекательными, открытыми для всех возрастов в любое время (ну может быть за исключением глубокой ночи. Хотя, в своё время компьютерные клубы работали круглосуточно и пользовались спросом). Конечно, для организации такой неформальной работы потребуется немало сил и средств. Но и отдача будет соответствующей. Заменить улицу сегодня могут бесплатные кружки и секции. Не единичные, попасть в которые нет возможности, а массовые. Гораздо дешевле государству обойдётся их содержание, чем оплата последствий их отсутствия.
Семья занимается воспитанием по инерции, без должных знаний, навыков  и умений.
Родители, которые выросли в СССР, придерживаются советской модели воспитания. Но это не хорошо. Потому что советская модель предполагала, что родители работают на благо государства, а государство в это время воспитывает их детей. Когда СССР закончился, родители не осознали, и до сих пор большинство из них не осознаёт, что государство сняло с себя роль воспитателей. Потому что работают сейчас не на его благо, а на благо частного бизнеса, капиталистов. А бизнес детей своих работников воспитывать не подписывался.
Родители, которые выросли уже в России, вообще ничего о воспитании не знают. Их никто этому процессу не обучал, и даже не рассказывал, что это такое. Воспитание было вообще снято с государственной повестки. Если сегодня спросить молодых родителей, как они представляют себе воспитание, они вряд ли смогут ответить что-то внятное. Сегодня есть Школы приёмных родителей. Школы будущих родителей нет. А надо бы, например, на базе клубов по месту жительства, или в рамках воспитательной работы в школах. Есть только курсы в женских консультациях. Но это другая тема.
От своих предков молодые родители слышали, что воспитанием должны заниматься садики и школы. Потому что там работают педагоги, имеющие соответствующее е образование. Отсюда и препирательство между семьёй и школой по данному вопросу.
А детские сады и школы сегодня – это не воспитательные структуры, а учреждения, оказывающие услуги. Образовательные. А услуги к воспитанию отношения не имеют.
Просто в нашем мире нас обучают в соответствии с запросом государства на развитие определенных качеств.  Какие люди государству нужны, таких оно и учит. До недавнего времени воспитание ( в духовно-нравственном аспекте) не входило в планы государства, т.к  ему нужны были потребители. 
Сегодня, в соответствии со Стратегией воспитания в РФ до 2025 года, школы медленно и со скрипом начали подключаться к воспитательному процессу.
При отсутствии  единой идеологии, обучение и воспитание происходит как будто бы хаотично, но это не так. Комплексность воспитательно-образовательного процесса всё же наблюдается. Но она завуалирована проектным подходом. А ведь цель у всех проектов: образовательных, воспитательных, развивающих и социализирующих одна: выращивание прокрастинаторов - людей, склонных к постоянному откладыванию важных, срочных дел и решений на потом. Имитаторов бурной деятельности (ИБД).
Посмотрите, почему дети не мотивированы на учёбу? Потому что нет цели заинтересовать их в получении новых знаний, привить им любознательность. Учителя следят за посещаемостью, техническим выполнением заданий в классе, демонстрацией домашних работ (неважно кем выполненных) и повышением престижа школы техническим участием в конкурсах и олимпиадах. Прививать знания, как это было раньше, развивать коммуникативные навыки и общественно-полезные никто не собирается. Воспитание в образовательных учреждениях есть. Личным примером: писать отчеты, ставить галочки, отчитывать просто, чтоб отчитать... Все заняты процессом. Результат не интересует. В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г» вообще не прописаны цели образования. Теперь у образования есть только «процесс» и «деятельность». Родительские собрания тоже элементы имитации бурной деятельности. Именно поэтому они воспринимаются большинством родителей, как пустая трата времени. И ходят на эти собрания регулярно те родители, которые приняли правила игры ИБД.
Но дети по природе рождаются любопытными. И если их любопытство не могут удовлетворить вечно крутящиеся в поисках заработка родители, не хотят удовлетворить занятые ИБД учителя, то окружающая среда всегда найдёт для них время.
После распада СССР не стало государственного планирования. Государственная политика лишилась сразу и идеологии и плана и стала проектной. То есть, по сути: из ничего – в никуда. Сегодня государственная политика базируется на Стратегиях, Концепциях и Посланиях Президента РФ. По сути – это государственный план развития страны на определённый период. Закон – это тактика, план исполнения стратегии. Любая стратегия первична перед законом по определению. Вряд ли какая-нибудь организация создаёт правила внутреннего распорядка и корпоративной культуры, не взяв за основу стратегический план своего развития. В связи с этим, закон об образовании необходимо привести в соответствие со Стратегией воспитания в РФ до 2025 года, из которой следует: кого мы воспитываем и обучаем в нашей стране, кто занимается воспитанием и обучением. А закон об образовании покажет нам пути, как мы это будем делать.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ