БЕГСТВО В ТЕМУ

или законно ли отступление от канона в искусстве

1.

У всех художников есть трудный комплекс – это отношение в великим темам и их канону. Канон – это сумма требований к изображению бессмертной темы к её тиражированию. А ведь любое другое изображение – уже неканонично. Канон – устоявшая модель изображения. Для того, чтобы не было лишних разночтений у верующих. И это понятно.

Но проблема в том, что каждая эпоха, каждый поворот смыслов требует другие изображения. И тогда возникает конфликт с каноном. Но нужен ли этот конфликт? Не подрывает ли это веру, вероучение? Это сложный вопрос, но он разрешается странным образом: есть невиданное  количество по этой теме новых изображений. Речь идёт о библейском сюжете Бегство в Египет, который описывает, как Иосиф и Мария с ребёнком Христом спасаются от преследования Царя Ирода бегством в Египет.  

И вот одна стороны сознания говорит: не лезь в тему! Не твоя!

Вторая половина отвечает: Рембрандту, Доре, Джотто можно – а мне нельзя – почему это?

Первая половина говорит: что ты можешь добавить? Все уже добавлено!

Вторая говорит: а действительно, до сих пор Тема будоражит и многие к ней           обращаются, может, не все ещё добавлено?

 

Начну с себя. Как автор монографии по богословию, для меня удивительна тяга художников многих веков к этому сюжету. Он один из самых нединамичных, один из самых простых: мужчина ведёт за поводок осла с женщиной и ребенком. Всё. Причем этот сюжет дан только в одном из Евангелий – от Матфея, но очень любимый в апокрифах (!). Ангел является Иосифу и говорит: собирайся и беги в Египет. И вот тысячи изображений – от икон до авангарда. Почему? Что в этом сюжете? Что тут можно сказать нового? Мне кажется, гораздо более драматургичным и годным для картины – сцена изгнания Иисусом из Храма торгашей. Вот уж вариантов можно придумать миллион, трактовок десятки. А главное — современность темы! – торговля в храмах – это до сих пор проблема.    

Но тем не менее.

Что же мы видим? Первое – это полный отказ даже от элементов канона, который подчёркивает святость персонажей. Перед нами предельно современная обстановка – начиная с прописанных камешков, заканчивая юным выражением лица Марии.

Я посмотрел десятки вещей по этой теме и мне непонятна тяга к этому сюжету художников. Причем это не мое мнение, а вывод исследователей – что тема бегства Иосифа с Марией в Египет самый популярный в изобразительном искусстве. 

Почему?

 

2.

Причем драматичность в теме есть! Но она никем не осмысляется.

Во-первых, Иосиф ведёт осла с чужим ребёнком. Иисус, как мы помним, … ну скажем, не его ребенок.

Во-вторых, Иосиф бежит в проклятое для иудеев место – Египет. Напомним Исход. Почему не показать драму неприятия решения Ангела Иосифом?

В-третьих, нет погони. Ни в одном сюжете нет драматической погони. У Матфея, правда, тоже нет, но было бы неплохо домыслить.

Но и Федосеев не доосмысляет сложности. Скорее всего, художник решил дать свою версию: Бегство в Египет – это происходит сегодня. Это – Ирод сегодня, бегство — сегодня и по стилистике – даже сейчас. Приблизить новозаветный сюжет к текущему дню — старая история и для литературы и для кино, но Федосеев её осовременил настолько, что потерялась сакральность напрочь. Причем Федосеев не стал применять свой излюбленный ход – оснащение контура и фона символизмами. Причем традиция символизации, даже «заселения» сюжета массой неканонического народа есть – у того же Джотто. И ангелы, и помощники. Но Федосеев библейский сюжет решил предельно осовременить – намекая: это происходит сегодня. Не заявление ли это, что на пути к нам — новый пророк? Ведь наше время прямо-таки библейское, кипящее, переломное, катастрофическое, ломающее мировой порядок! Как тогда, в те далекие времена? И картина говорит: Иосиф с Марией в Пути, подумайте о своей жизни!   

 
 
 
Бегство в Египет (фреска Джотто в капелле Скровеньи)

 

3.

Я знаю, у многих художников, которые не особо вовлечены в церковные святости, появляется свой зуд: а как я отношусь к этому? И вот как учёному, чтобы разобраться в вопросе, нужно просто начать писать текст – и логика приведет к ответу, так и художник берёт и с кистью в руках выясняет свое отношение к святым темам. Более того, у художников бывают моменты, когда в тему нужно сбежать в Тему и спрятаться в ней, чтобы разобраться с самим собой, «прочистить карму» и сказать: Я Готов.