В ЧЕМ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ УСПЕХА КИТАЯ?

Печать

Автор: Комов. К. Категория: Китайский антикоммунистический маоизм

Успехи Китая заставляют подумать об основах этого успеха. Китай называют «коммунистическим», но в этом есть значительные сомнения. Это значит, что для повторения успеха Китая нет смысла возвращаться к пройдённому.  
Однако есть смысл разобраться. 
 
Многие полагают, что в основе успеха – марксизм и коммунизм. Однако если обратиться к творениям Мао, то в них мы не найдём ни разработок марксистского толка, ни коммунистического. Достаточно взять список названий тома произведений Мао (Мао Цзе-Дун, избранные произведения, т. 2, М. 1953 г.), чтобы понять, что он вообще не был озабочен марксизмом. Единственное что его волновало – это освобождение Китая от Японии, национальная война. Если бы Маркс изучил Мао, он был бы глубоко потрясен, как его интернациональная доктрина превратилась в националистический китайский милитаризм.
Вот список работ Мао по порядку:
1. Политическая линия, практические мероприятия и перспективы борьбы против наступления Японии. (1937 г.)
2. За мобилизацию всех сил для завоевания победы против японских захватчиков (1937 г.)
3. Против либерализма. (1937 г.)  
4. Насущные задачи, вставшие после установления сотрудничества между гоминданом и коммунистической партией (1937 г.) 
5. Беседа а английским корреспондентом Джемсом Бертрамом. (Коммунистическая партия Китая и война против японских захватчиков. (1937 г.)  
6. Обстановка, сложившаяся в войне против японских захватчиков после падения Шанхая и Тайюаня, и вытекающие из него задачи. (1937 г.) 
7. Объявление правительства пограничного района Шенси-Ганьсу-Нинся и тылового управления 8-й армии.
8. Вопросы стратегии партизанской воны против японских захватчиков (1937 г.)
9. О затяжной войне (1937 г.)
10. Место коммунистической партии Китая в национальной войне. (1937 г.) 
11. Вопрос о независимости и самостоятельности в едином фронте. (1937 г.) 
12. Война и вопросы стратегии. (1937 г.)
13. Относительно противоречия. Два воззрения на мир. (1937 г.)
 
Как видим, классовой борьбой, пролетариатом Мао не был озабочен ни в какой мере. Поэтому поражает его умение взять риторику доминирующего, но совершенно чуждого, учения для исполнения своих замыслов поражает. Как ему удалось китайский военный национализм выдать за интернациональный коммунизм – загадка. Ведь в статьях нет ни грана попыток найти у Японии союзников в лице пролетариата – потенциальных союзников, не было никакой попытка организовать на фронтах классовое братание, как это было организовано большевиками на русско-немецком фронте. Япония – враг без всяких классовых нюансов.   
Есть другой вопрос, как Сталин позволил откровенный китайский милитарный национализм выдать за коммунизм. Уж кто-кто, а Сталин в вопросах теории разбирался. Как молодой китаец показал такую уверенность в коммунистической риторике, не имея ни грана содержательности? Единственный ответ состоит в том, что Сталин к 1937 году сам понял невозможность что-либо положительное создать на базе совершенно отрицательного. То есть Сталин сам мог спроектировать мысли молодого китайца, чтобы решить проблему второго фронта перед грядущей войной. Тем более Сталин сам склонялся к патриотической и национальной версии государства.
Но на эти отклонения стали указывать Мао в хрущевские времена, когда объявлен был возврат к истокам – марксизму-ленинизму, что китайскую версию обнаруживало как оппортунистическую, что взбесило Мао и стало причиной контрарных отношения с СССР.  
Но факт есть факт. До сих пор Мао в мавзолее, а значит его идеология доминирует. И самое интересное – без каких-то противоречий. Там нечего свергать: китайский национализм под прикрытием интернационального марксизма – удобная форма позиционирования на международной арене. А главное – успешная.