ПЛАН И ФУТУРОЛОГИЯ

Печать

Автор: Комов К. Категория: Теория планового хозяйства

1. несвобода плана
Борьба между так называемым социализмом и т.н. капитализмом шла под лозунгом противостояния «свободного рынка» и «плановой экономики». План у одних считался чудом, у других – пороком, хаос у одних – кошмаром, у других стихией для эффективной самоорганизации. У одни как форма организации производства, у других как тюрьма для рынка.
Обманывали (+сь) и те, и другие.
Нет сомнения, что ни одна серьёзная корпорация в мире не работает без плана, который она проводит в жизнь. «Свободную» стихию не освобождают несвободные риски. Рискам вообще безразличны лозунги о свободе, как рифу безразличны чаяния пассажиров корабля, если у капитана нет ни компаса, ни маршрутной карты с рассчитанным маршрутом, и он понадеялся на свободную игру стихий: мол, стихия умная, она сама вывезет нас.
И ни одна серьёзная организация не может всерьёз говорит о своих решениях как о планах, поскольку есть сотни хаотических вводных.
Но интересно другое. Ни те, ни другие не посвящали народы в природу планирования. Поэтому спор был о величинах имитационных. Получалось, что две имитации, накладываясь на третью имитацию, давали общий обман. 
 
2. планирование и футурология
Когда мы ставим задачу освободиться от произвола при работе с будущим, поминая, что на наш произвол будущее ответит более убедительным произволом.
Если лучший способ избежать произвола - основаться на научных знаниях, возникает вопрос: а где она, научная база планирования?
Если планирование – способ овладеть будущим, то логичной научной дисциплиной в рамках хронологии является футурология, наука о будущем. Однако можно ли об этом заявить напрямую?
Дело в том, что футурология, особенно в западном варианте, не представлялась наукой. Это было направление, собиравшее гипотезы о будущем развитии цивилизации, собрание фантазий, предположений, предложений, провокационных исследований. Но ни один из футурологов не мог утверждать, что его взгляды имеют научную основу. И вообще, сама мысль управлять будущим шла на грани фола: этим занимались люди, приближенные к богу (ам): пророки.   
Однако пророки также никогда не претендовали на научность, они все опирались на откровения или глас оракулов.
Мы полагаем, что футурология как наука возможна, если сделать ставку на понимание цикличности предметного времени. Это значит, что если учесть цикличность времени, то можно и опираться на его законы.
Закон 1: Жизнь Предмета имеет и начало, и конец, и уровень сложности роста - то есть возрастание, пик роста и деградация. Это описывается параболой. 
Цикл позволяет спокойно заглянуть в потенциальное будущее предмета: то есть на то, на что он изначально способен. 
Это потенциальной будущее становится реальным, когда цикл этого предмета налагается на циклы и уровень сложности других предметов, которые вступают в конкурентную борьбу друг с другом, пробуя потенциальный цикл предмета на прочность.
Несмотря на то, что придётся вводить множество предположительных величин, степень понимания будущих процессов в таком случае становится очень высоким. 
Закон 2: Жизнь Предмета имеет и закон циклической пропорции: на каком уровне находишься - на таком симметричном уровне забираешь ресурсы. Иначе говоря, высокий взлёт требует глубоких ресурсов. 
Иначе говоря, Время можно увидеть Логическим, циклическим Взглядом, что относит нас к профильной Науке - Хронологии.