ЯЗЫЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛИНИЗМА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Сталинизм

Всесобирательство технологий, симбиотичность сталинизма имела одну причину – ускорение, мобилизация, поэтому бралось все, что «работает», без заботы о том, как это потом скажется на будущем страны. Кумиростроение как языческая технология была использована как строительная технология. Тысячи памятников, бюстов, изваяний, изображений – чисто языческое явление, которое служило для мобилизации массового сознания.
Возникает вопрос, а можно ли внести языческое кумиростроение в сталинизм? Строго говоря, являлся ли Сталин теоретиком и движителем собственного кумиростроения? Ведь фимиам курили ему, а не он сам. Он способствовал или позволял по слабости, или это делал технологично – отдавая себе отчет, что его образ просто один из конструктов массового сознания, а не способ ублажения самолюбия?  
Сразу оговоримся о жанрах. Изваяние, возведенное при жизни человека нельзя назвать памятником по определению, значит по жанру это был кумир – то есть изображение живого бога, божка, который играл роль собеседника и куратора человека. Если памятник должен напоминать, то кумир – направлять и тонизировать. Памятники были, к примеру, после смерти Кирова, это был памятник, но если изваяние делалось при жизни, то это был кумир.  
 
Массовость возведенных сталинских кумиров, конечно, одна из статей обвинения в том, что Сталин болел манией величия и обожествлял себя. Аргумент простой: у него было столько власти, что запретить эту кумиростроительную горячку мог остановить в один момент. Но не сделал этого. Значит себя ублажал. Но это было бы слишком просто.
На это есть смысл посмотреть пошире.
Дело в том, что эпидемия переименований и возведения кумиров для новых вождей возникла задолго до появления сталинских изваяний. Это было что-то ненормальное. Города переименовывались с каким-то остервенением, массово. Люди были еще молодыми, еще жили и работали, а им уже возводились монументы и именовались города, метро, заводы. Мало кто помнит, что Троцк (Гатчина) возник, когда Сталина в мраморе ещё в помине не было, а Пермь переименована в Молотов в момент, когда переименований было уже тысячи. Метро Кагановича, Завод Лихачева, город Горький, город Днепропетровск, Артёмовск и проч. – это было что-то маниакальное.  
Но есть но. Работало.
То, что Сталин не просто попускал, а использовал языческий элемент, безусловно. Здесь было два аспекта. 1. Это использование карьерного допинга – жажды человека стать кумиром, войти в историю и остаться в памяти народа путем подвига, часто очень выгодного стране. Очень мощный допинг для остальных масс. 2. Заселение массового сознания лидерами большевиков, чтобы вытеснить любых конкурентов.  
Это, несомненно, носило языческий характер: кумиры на разных территориях, разных служб, производств, проектов, властных структур – для всего были свои кумиры. В этом смысле кумиров Сталина был просто побольше и почаще, он, как говорится, был «старший» кумир. 
 
Использование языческой природы человека – одно из хладнокровных техник сталинизма, которое нельзя считать оригинальной, но в сталинизм может войти, поскольку он довел эту технологию использования жажды человека стать образцом, кумиром, быть овеянным славой, стать героем до максимальных пределов – несомненно. Человек мог ради этого терпеть любые лишения, пойти на любые риски, пустить любую кровь – и свою и чужую, работать без сна и отдыха - только чтобы войти в пантеон знаменитых.
В этом смысле обвинить Сталина, что он принуждал всех работать на государство, неточно, он давал шанс получить Личную Славу и человек работал на неё с утроенным усилием. То, что Имя признавала Страна – это уже второй эффект, но ясно, что Сталин использовал языческую страсть человека личного самоутверждения и личной славы. И всячески тонизировал этот интерес у других примерами. Во всяком случае, когда Чкалов ехал по Москве как языческий царь, приветствуемый огромными массами народа, он романтикой невиданного признания вербовал массы людей на подвиг, аналогичный его подвигу, больше, чем любая агитация и любые приказы. И это была технология. Жажда подвига, прорыва была массовой. Это факт. И это было одним из секретов успеха Сталина.  
Исходя из этого, в сталинизм, несомненно, можно внести как компонент языческое кумиростроение. 
Магнитов ФотоПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКСАКЦИОНЕРНЫЙ КОДЕКСАВТОРСКАЯ КОНВЕНЦИЯМОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХАвдеев ФотоЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ Абросов А.В.ИННОВАЦИОННЫЙ КОДЕКСПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКСЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИБасов Евгений АндреевичЗАКОН ОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕБолдырев ФотоПРОТЕКЦИОННЫЙ КОДЕКС ЗАКОНОПРОЕКТ О ЛОББИЗМЕКОНВЕНЦИЯ О ЛИМИТРОФАХРогозин-РазбойниковЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСБурухина ФотоЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИСветлана Юрьевна Костицына ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСАШадрин ФотоМОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСАЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ программа модернизацииЗворыгина ИКОНВЕНЦИЯ О РЕСТИТУЦИИ Бурухин Александр СергеевичЗАКОН О ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕРЕЙТИНГОВАЯ КОНВЕНЦИЯКОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ программаЗАКОН О КУЛЬТУРЕЗАКОН О РЕЛИГИЯХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗАКОН ОБ ОККУЛЬТНОМ БИЗНЕСЕНиколаев ФотоДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА программа модернизацииКугаевскийДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕПОРТАЖИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

ФОТОКОМПОЗИЦИИ