НУЖНО ЛИ ОБЯЗЫВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАТЬ КОНКУРЕНТНЫХ УЧЕНИКОВ, ЕСЛИ САМО ОБРАЗОВАНИЕ НЕКОНКУРЕНТНО?

Печать

Автор: Бурухина А.Ф. Категория: Закон об Образовании

Конкурентоспособность – одно из ключевых требований нашего времени. Хотим мы этого или нет. Причём на всех уровнях: от конкурентоспособности человека до конкурентоспособности государства. Призыв к повышению конкурентоспособности нередко звучит из уст первых лиц нашего государства. И это правильно! Однако одно дело слова, другое действие.
Откуда берутся истоки конкурентоспособности? Как и многое, «из детства». Соответственно, для подготовки конкурентоспособных граждан нужна соответствующая система образования, чтобы достижение цели было максимальным. Возникает вопрос: конкурентоспособно ли наше образование? И вообще корректно ли говорить о конкурентоспособности и образовании детей? Очень непривычно для нашего слуха звучали бы слова о подготовке конкурентоспособных людей, например, в дошкольном образовательном учреждении.
Если обратиться к основополагающему документу об образовании – Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», то там на всех 171 страницах вообще нет слова «конкурентоспособность». Почему?
Обычно конкурентоспособность связывают с более взрослым возрастом: есть масса курсов, тренингов по конкурентоспособности. Есть множество учреждений дополнительного образования и для детей, которые также в той или иной степени занимаются формированием конкурентоспособности (о качестве, идеологии и системности этих услуг – отдельный вопрос!). Получается, что формированием конкурентоспособности людей занимается так называемое дополнительное образование, а не основное. И как правило, это платные услуги. И как правило, недешёвые. А значит, не всем доступные. Значит, формирование  конкурентоспособности – это явление в системе образования не для всех, а для избранных. Тогда спрашивается, зачем нужна система образования? Чем же занимается основное образование?
Исходя из понятия «образование», которое дано в Законе об образовании в редакции 2017 года, «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Можно сделать выводы:
- образование – это понятие более широкое, чем воспитание (и обучение) и включает в себя его;
- образование – общественно значимое явление;
- целью образования является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека.
Исходя из этого больше вопросов, чем ответов:
1. Какое понятие шире: образование или воспитание? К слову воспитанию дано следующее определение в Законе: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»;
2. Если образование – общественно значимое явление, то должно отвечать потребностям общества. А оно не отвечает. Мини-исследование, которое я проводила 10 лет назад, показало, что из всех школьных знаний только 30% в среднем пригодились во взрослой жизни. Сейчас думается, эта цифра ещё меньше.
3. Цель образования – предельно общая и неконкретная. Если цель непонятна, то непонятно и как оценивать результаты?
Тогда о какой конкурентоспособности мы говорим?
 
Таким образом, образование в современной России в большой степени неконкурентоспособно, а значит, не отвечает запросам времени. Следовательно, требует переосмысления и модернизации. И начать эту модернизацию логичнее с изменения Закона об Образовании.